Код ТН ВЭД ЕАЭС на ввозимый товар (упаковку) присваивается декларантом. При этом организация может присвоить код ТН ВЭД ЕАЭС товару (упаковке) самостоятельно.
Также, для исключения негативных последствий неверной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС организации вправе обратиться в Минскую центральную таможню за получением предварительного решения, которая является таможенным органом, уполномоченным принимать предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Да, обязана.
В отношении ввезенного товара предусмотренная Указом № 16 обязанность будет возникать в случае его использования в собственной деятельности в качестве расходных материалов, сырья, комплектующих при производстве продукции, предназначенной для дальнейшей реализации на территории Республики Беларусь.
Да, возникает.
При этом организация может освободиться от платы путем применения собственной системы сбора отходов, которая должна включать в себя:
- сбор упаковки, в отношении которой возникла обязанность и которая утратила потребительские свойства в процессе собственной деятельности (собственные отходы упаковки);
- использование (переработку) данных отходов упаковки самостоятельно, либо путем передачи юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование отходов (переработку).
Необходимо осуществить передачу на использование отходов непосредственно организациям, осуществляющим использование данных отходов (без посредников).
При этом в случае если в отчетном периоде организация не успела собрать и передать на использование нужный объем отходов упаковки, то у нее возникает обязанность внесения платы за ту часть упаковки, по которой не выполнены обязательства. Возврат денежных средств или зачет в счет будущих платежей возможен в следующем отчетном периоде при условии передачи на использование оставшейся части упаковки.
Справочно: Положение о порядке, условиях применения и требования к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаром и упаковки утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. №388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16».
Нет, не выполнит.
Применение собственной системы сбора включает:
- непосредственно сбор ввезенной упаковки, в отношении которой возникла обязанность и которая утратила потребительские свойства в процессе собственной деятельности;
- передачу собранных отходов упаковки по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими использование данных отходов.
Таким образом, для выполнения обязанности путем применения собственной системы сбора отходов упаковки, необходимо напрямую передать данные отходы организациям, осуществляющим непосредственно их использование. Следовательно, данные объемы, переданные посреднику, не могут идти в зачет выполнения обязанности путем применения собственной системы сбора.
Постановлением № 388 предусмотрено расширение возможностей по созданию системы сбора путем объединения с другими производителями и поставщиками или другими организациями, осуществляющими обращение с отходами, то есть создание совместной системы сбора отходов (пункт 5 Положения 2 Постановления № 388). Для организации совместной системы сбора отходов производителями и поставщиками создается юридическое лицо, у которого в наличии (на праве собственности, аренды и ином законном основании) будут объекты и (или) оборудование, посредством которых будет осуществляться сбор отходов.
При этом, в то время как функции по сбору, сортировке (разделению по видам), подготовке к использованию отходов могут быть переданы производителем и поставщиком юридическому лицу, созданному при совместной системе сбора отходов, функции по передаче отходов на обезвреживание и (или) использование сохраняются исключительно за самим производителем и поставщиком.
Перечень документов, которые необходимо представить производителям и поставщикам, осуществляющим сбор отходов потребления путем применения собственной системы сбора установлен подпунктом 10.1 пункта 10 Положения 4 Постановления № 388:
реестры первичных учетных документов, подтверждающих сбор отходов потребления в отчетном периоде (при использовании совместной системы сбора отходов первичные учетные документы составляются созданным юридическим лицом);
копии договоров на передачу отходов потребления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их обезвреживание и (или) использование;
реестры накладных, подтверждающих передачу отходов потребления на обезвреживание и (или) использование в отчетном периоде.
Дополнительно обращаем внимание о необходимости регистрации юридического лица, созданного при совместной системе сбора отходов, в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов.
Перечень документов необходимый для включения в реестр установлен пунктом 6.64 главы 6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
В случае ввоза организацией товара, который попадает в перечни социально значимых товаров, обязанность в части упаковки данного товара возникать не будет.
Документы, подтверждающие возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности, в данном случае не предусмотрены, так как право на освобождение от обязанности предоставляется таким организациям исходя из включения ввозимых товаров в перечни социально значимых товаров.
Да, организация освобождается от обязанности, в случае если правовые основания для освобождения от обязанности приходятся на тот же отчетный квартал, в котором возникла обязанность.
В случае если правовые основания для освобождения от обязанности приходятся не на отчетный квартал, в котором возникла обязанность, то организации необходимо заключить с оператором договор, внести плату и представить информацию о выполнении обязанности. При последующем возникновении правовых оснований для их применения у организации остается право на возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм.
В данном случае документами, подтверждающими возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности, будут являться:
договор, на основании которого реализован товар покупателю, с указанием цели приобретения товаров в виде формулировки «Для собственного использования в качестве упаковки для социально значимых товаров»;
копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализован товар, на социально значимые товары (при наличии);
письменный отчет покупателя, которому реализован товар, в произвольной форме о фактическом количестве товаров, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку этих товаров, количества товара, полученного по накладной, и количества товара, фактически использованного (отпущенного в производство) на соответствующие цели.
В отношении пленки у производителя возникает предусмотренная Указом №16 обязанность, так как она попадает в перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16.
При этом в данном случае, возможно применение льготы, (подпункт 1.10 пункта 1 приложения 1 к Указу № 16) согласно которой, обязанность не распространяется на производителей в части товаров и упаковочных материалов, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей (комплектующих) при производстве (в том числе другими производителями) товаров, названных в перечне.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации, если из указанной пленки были произведены (в том числе другими производителями) товары, названные в перечне, обязанность будет возникать в отношении конечного товара.
При этом необходимо обязательно иметь подтверждающие документы для освобождения от обязанности в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Приложения 2 к постановлению № 388:
– договор, на основании которого реализован товар покупателю, с указанием цели приобретения товаров в виде формулировки "Для собственного использования в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров и упаковки;
– копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализован товар, на товары и упаковку (при наличии).
– письменный отчет покупателя, которому реализован товар, в произвольной форме о фактическом количестве товаров и упаковочных материалов, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку товаров и упаковочных материалов, количества товара и упаковочных материалов, полученных по накладной, и количества товара и упаковочных материалов, фактически использованных (отпущенных для производства) на соответствующие цели.
Нет, не может.
Производители считаются принявшими на себя обязательства по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшихся в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств (далее – обязательства), если ими выполняются два условия:
– сбор отходов товаров и упаковки от физических лиц;
– самостоятельное или с привлечением иных лиц использование на территории Республики Беларусь данных отходов.
Соответственно, в случае самостоятельного сбора собственных отходов производства, а не отходов от физических лиц, предприятие не может быть признано принявшим на себя упомянутые обязательства.
Справочно: Положение о порядке и условиях принятия производителями товаров и упаковки обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16».
Да, подпунктом 1.6 приложения 1 к Указу № 16 предусмотрено освобождение от обязанности в отношении товаров и товаров в упаковке, которые вывезены за пределы Республики Беларусь. Данные товары могут быть вывезены самим импортером или иным субъектом хозяйствования, которому они были реализованы, как в неизменном, так и в измененном состоянии (в составе другой продукции).
Подтверждением вывоза товаров, если импортер осуществляет вывоз самостоятельно (подпункт 5.1 пункта 5 приложения 2 к постановлению № 388), являются документы, связанные с реализацией товара: договор на реализацию товаров, декларации на товары (если декларирование предусмотрено), транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие разгрузку товаров за пределами Республики Беларусь, то есть их вывоз. Если товары вывозятся в измененном состоянии, то подтверждением использования товаров, в отношении которых возникла обязанность, при производстве вывозимой продукции являются первичные учетные документы (отпуска товаров в производство вывозимой продукции).
Если товары вывозятся другим субъектом хозяйствования, которому товары были реализованы импортером, то подтверждением вывоза товаров для импортера будут копии перечисленных выше документов, предоставленные посредником, либо реестры этих документов. Если дополнительно необходимо подтвердить использование товаров в производстве вывозимой продукции, то вместо первичных учетных документов посредника предусмотрено предоставление им отчета.
Справочно: При этом в случае если правовые основания для освобождения от обязанности приходятся:
- на тот же отчетный квартал, в котором возникла обязанность, импортер освобождается от внесения платы. В данном случае необходимо представить оператору информацию о выполнении обязанности с указанием сведений об обстоятельствах, повлекших освобождение от обязанности;
- на другой отчетный квартал, импортеру необходимо заключить с оператором договор, внести плату и представить информацию о выполнении обязанности. При последующем возникновении правовых оснований для их применения у производителя остается право на возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм.
Нет, не освободится. Для освобождения от обязанности вывоз за пределы страны должен осуществить сам импортер или посредник, которому по договору был импортером реализован данный товар.
Так, например, организация А ввозит картонные ящики и реализует их организации Б, которая упаковывает в них собственную продукцию и реализует организации В. Организация В осуществляет экспорт данных товаров. В рассматриваемой ситуации организация А не освободится от обязанности в отношении ввезенных картонных ящиков.
В случае ввоза изделий медицинского назначения и медицинской техники, подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством, основанием для освобождения от обязанности по упаковке будет являться наличие соответствующего свидетельства о государственной регистрации медицинской продукции выданного в установленном порядке.
При этом, в случае осуществления ввоза товаров медицинского назначения или медицинской техники ранее зарегистрированных в установленном законодательством порядке (т.е. не подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством), право на освобождение от обязанности будет предоставляться, исходя из включения ввозимых товаров в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь.
Под товарами бытового назначения понимаются товары, предназначенные в основном для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от их приобретения и использования физическими или юридическими лицами.
Отнесение товара к бытовому должно осуществляться исходя из его назначения и условий эксплуатации, установленных производителем, а не исходя из фактического использования в быту или при осуществлении предпринимательской деятельности.
В случае если производителем товара указаны сведения об области его применения, характеристики товара, а также условия его эксплуатации, исключающие возможность применения в быту, либо указывающие на однозначное применение только в рамках осуществления производственных процессов, то обязанность в отношении данных товаров не будет возникать.
Затруднения при отнесении товаров для бытового либо небытового назначения могут возникать при ввозе электрического и электронного оборудования.
Так, например, организация ввозит мониторы 8528 59 900 9, реализует юридическим лицам. Производителем товара не указаны сведения об области его применения, что затрудняет классификацию по бытовому или небытовому признакам.
Вместе с тем, изучив характеристики, эксплуатационную документацию на мониторы можно сделать вывод, что рассматриваемые мониторы по параметрам возможны для использования в бытовых условиях. Какие-либо характеристики товара, а также условия его эксплуатации, исключающие возможность применения в быту, либо указывающие на однозначное применение только в рамках осуществления производственных процессов не установлены.
Таким образом, предусмотренная Указом № 16 обязанность в отношении данного товара будет возникать.
Сведения о количестве товара и упаковки указываются в договоре (контракте) и иных товаросопроводительных документах на поставку товаров.
При отсутствии в документах, относящихся к ввезенным товарам и упаковке, указания на их количество в тоннах поставщики определяют это количество расчетным путем исходя из иных сведений, содержащихся в этих документах (например, исходя из веса брутто и нетто товара) или по результатам фактического взвешивания ввезенных товаров и упаковки (их отдельных образцов с дальнейшим пересчетом на все количество).
Отчетным периодом для исполнения обязанности по обеспечению сбора отходов является календарный квартал.
Дата подачи отчета определяется так же, как и по внесению платы: не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным, или в первый рабочий день, следующий за ним, если окончание срока приходится на нерабочий день (п. 3 Положения о порядке и сроках предоставления информации о выполнении обязанности).
Так, например, за III квартал производители и поставщики должны будут заплатить и представить отчет не позднее 2 ноября 2020 г.