-Министерство постоянно работает над улучшением качества оказываемых услуг, внедряет инновационные технологии, устанавливает современное оборудование.
- В прошлом году необходимый объем и надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг были обеспечены в полной мере. Населению и другим потребителям было подано более 450 млн куб.м воды, порядка 8 млн Гкал тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, собрано и вывезено более 3 млн т твердых коммунальных отходов. Все подведомственные организации с постановленными задачами по предоставлению основных ЖКУ справились.
- С какими показателями отрасль вошла в новый год? Сколько жилья с капремонтом введено в эксплуатацию? На каком уровне отметился темп выполнения капитального ремонта в прошлом году?
- В 2022 году мы подняли планку объемов выполненного капитального ремонта еще на 1 процентный пункт по отношению к уровню прошлого года и в результате достигли максимальных объемов за все предыдущие периоды. Капитально отремонтировано 3,374 млн кв.м жилья, а это порядка 1 тыс. многоквартирных жилых домов.
- После капитального ремонта планируется вводить не менее 3% эксплуатируемой организациями ЖКХ площади жилых домов. Все ли справились с заданием на год? Какие меры принимает МЖКХ, чтобы сроки выполнения не затягивались?
- Установленные целевые показатели, к сожалению, выполнены не всеми областями, что немного не позволило достичь в целом по стране задания. Доведенного показателя не достигли Брестская, Гомельская, Могилевская и Минская области.
Министерство, как регулятор в области жилищных отношений, в первую очередь является разработчиком нормативной базы. В прошлом году принят ряд решений нормативного регулирования, относящихся к порядку планирования и проведения капитального ремонта, в частности упрощена процедура принятия местными исполкомами решений по вопросам формирования текущих графиков капитального ремонта жилищного фонда и ввода объектов в эксплуатацию.
Кроме того, в конце 2022 года вступила в силу норма закона, предусматривающая возможность местным исполкомам назначать организации государственной формы собственности для проведения в том числе капитального ремонта жилых домов, что позволит минимизировать риски выполнения работ недобросовестными подрядчиками, сократить сроки и улучшить качество проводимого капитального ремонта.
В 2022 году значительно сократилось количество объектов с превышенными нормативными сроками ремонта.
- Одна из основных задач ЖКХ - сдерживание роста затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Насколько удалось уменьшить затраты в 2022 году и на какой показатель планируете выйти в этом году? Что будет с ценами на ЖКУ?
- На республиканском уровне основные мероприятия в этом направлении на пятилетку определены в отраслевом программном документе - госпрограмме "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2021-2025 годы. Кроме того, ежегодно каждой организацией, входящей в систему МЖКХ, реализуются конкретные планы организационных и технических мероприятий по сдерживанию роста затрат.
Учитывая, что существенный удельный вес в затратах на оказываемые ЖКУ занимают энергоресурсы с немалой их стоимостью, основной упор делается на снижение расходов топливно-энергетических ресурсов, выполнение энергосберегающих мероприятий, снижение потерь тепловой энергии и воды при транспортировке. Оптимизируются накладные расходы, численность сотрудников за счет внедрения процессов автоматизации и передовых технологий.
Кроме того, свою эффективность подтверждает механизм планирования и финансирования деятельности организаций ЖКХ по планово-расчетным ценам. Он позволяет направлять сэкономленные средства как на развитие материально-технической базы и мероприятия по дальнейшему снижению затрат, так и на финансовое стимулирование работников. Финансирование по планово-расчетным ценам означает, что организации должны жить по средствам и быть максимально заинтересованы в сокращении затрат.
Благодаря принимаемым мерам в последние годы обеспечено выполнение запланированного уровня по снижению затрат на оказание ЖКУ населению не менее чем на 5% в сопоставимых условиях. Экономия затрат за три последних года составила порядка Br290 млн, из них в 2022 году - более Br100 млн.
Что касается тарифов, то государственный подход к тарифной политике в сфере ЖКХ социально ориентированный - она тесно увязана с ростом доходов граждан. Законодательно определены четкие подходы по изменению тарифов - они могут повышаться два раза в год с 1 января и 1 июня не более чем на $5 в год в эквиваленте. Это требование соблюдается на протяжении многих лет и отходить от него сегодня, насколько мне известно, ни у кого намерений нет. Как результат - оплата услуг ЖКХ в Беларуси значительно ниже, чем в сопредельных странах, и занимает относительно невысокий удельный вес в доходах белорусских семей.
В 2020-2021 годах на эти цели из семейного бюджета тратилось в среднем от 4,7% до 4,8% (при двух работающих и получающих среднереспубликанскую заработную плату и проживающих в типовой квартире). Мы ориентируемся на эти цифры и в 2023 году. Что касается семьи из двух пенсионеров, получающих среднереспубликанскую пенсию, то здесь доля расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи чуть выше 10%.
По уровню развития ЖКХ население во многом судит об эффективности исполнительной власти. Вода, тепло, свет - без этих благ цивилизации невозможно представить современную жизнь. Уровень комфорта в наших домах говорит о жизнеспособности существующей модели, а цена этого комфорта еще раз подтверждает социальную направленность ее работы.
- В мае прошлого года сообщалось, что услуга видеонаблюдения может стать частью ЖКУ. Какие еще дополнительные услуги предлагаются гражданам? Как в Беларуси регулируются цены на допуслуги?
- Что касается оказания жилищно-коммунальных услуг, то порядок их оказания четко регламентирован законодательством. Есть Жилищный кодекс и закон "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг". К слову, это единственная сфера услуг, где есть отдельный закон.
Существуют две группы жилищно-коммунальных услуг. Основные - те, без которых невозможна безопасная эксплуатация и содержание здания, а также проживание в квартире в соответствии с современными требованиями (техобслуживание, ремонты, водо-, тепло-, газо- и электроснабжение, водоотведение, уборка, обращение с ТКО). Предельные тарифы на них регулируются законодательством. И есть дополнительные, которые могут оказываться в дополнение к основным и не носят обязательный характер. Их установлено 5, в том числе установка и обслуживание систем видеонаблюдения. Основной подход при оказании этих услуг - согласие потребителя и заключение с ним договора на оказание услуги. На эти виды услуг государство не регулирует цены, они устанавливаются либо при подписании соответствующего договора, либо при проведении конкурса и выбора подрядчика, который будет их оказывать.
Сегодня законодательством все урегулировано и установлен прозрачный механизм оказания ЖКУ. Министерство ЖКХ не видит необходимости в части отнесения услуги видеонаблюдения к основным или включения данных затрат в какую-либо основную услугу.
- К 2025 году планируется снабдить 100% потребителей качественной питьевой водой. На каком этапе реализация этого плана?
- Обеспечение до 2025 года всех потребителей качественной питьевой водой является приоритетной задачей, поставленной главой государства и правительством перед отраслью водопроводно-канализационного хозяйства. Выполнение поставленной задачи осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Чистая вода".
За предыдущие два года построено порядка 350 станций обезжелезивания, что позволило дополнительно обеспечить качественной питьевой водой более 300 тыс. человек. Обеспеченность потребителей качественной питьевой водой составила 96,9%. По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Беларусь входит в первую двадцатку стран по обеспеченности доступа населения к чистой воде.
Для обеспечения к 2025 году 100% потребителей качественной питьевой водой необходимо ежегодно осуществлять строительство не менее 200 станций обезжелезивания. Все минчане также должны быть обеспечены питьевой водой из подземных источников до 2025 года. Для этого будут развиваться водозаборы южной группы ("Островы", "Фелицианово", "Вицковщина") за счет бурения (перебуривания) скважин, строительства дополнительных и новых ниток магистральных и сборных водоводов, расширения станций обезжелезивания на них.
Проект по переводу водоснабжения Минска на подземные источники будет выполняться поэтапно, по очередям и пусковым комплексам. Взятый с начала этой пятилетки темп по строительству объектов водоснабжения, при их финансировании в полном объеме, позволит достигнуть поставленных задач.
- В Беларуси реализуется также Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года, благодаря которой планируется значительно расширить и модернизировать систему раздельного сбора и сортировки ТКО и ВМР. Чего уже удалось достичь? Какие планы у МЖКХ в этом направлении на год?
- По итогам 2021 года уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, ожидается, что по итогам 2022 года уровень использования ТКО будет 32%. В стране собирается почти 800 тыс. т вторичных материальных ресурсов.
Продолжается работа и по развитию раздельного сбора ТКО - 96% населения имеет возможность сортировать отходы, потому что для этого создана необходимая инфраструктура. В стране установлено более 330 тыс. контейнеров для раздельного сбора. Также организовываются специальные маршруты мусоровозов и в частном секторе для сбора ВМР. Строятся новые объекты по сортировке и использованию ТКО. В 2023 году будут завершены объекты в Барановичах, Орше и Бобруйске. В планах - проектирование и строительство крупного комплекса по сортировке и использованию ТКО в Минске.
Конечно, нам бы хотелось, чтобы мощности по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов развивались более быстрыми темпами. Но здесь как всегда возникает вопрос финансирования. Бюджетные средства на строительство таких объектов не выделяются, фактически они строятся за счет средств, поступающих государственному учреждению "Оператор вторичных материальных ресурсов". Этих средств, к сожалению, недостаточно, поэтому ведем активную работу по поиску финансирования. В этом вопросе определенные надежды мы возлагаем на Банк развития.
- Глава государства не раз подчеркивал важность оказания качественных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а критерием эффективности работы жилищного хозяйства является оценка со стороны рядового потребителя. Многое было сделано для улучшения качества ЖКУ и работа в этом направлении продолжается. Несмотря на это, жалобы от граждан по вопросам ЖКХ продолжают поступать. Какая работа проводится по сокращению их количества? С какими вопросами белорусы обращаются чаще всего?
- За последние годы в отрасли сделано немало, в том числе в части внедрения современных методов работы с населением. Вместе с тем ЖКХ - сфера непростая, требующая постоянного внимания, что подтверждает и большое количество обращений граждан. Принятые решения по результатам совещаний, проведенных с участием главы государства, по вопросам функционирования отрасли как в Полоцке в 2020 году, так и в апреле 2022 года в Минске, уже позволили улучшить оперативность и качество оказания услуг, что обеспечило снижение количества обращений граждан.
В министерство в 2022 году поступило порядка 4 тыс. обращений граждан и юридических лиц. По сравнению с 2021 годом их количество уменьшилось почти на 11%. Уверен, что положительная динамика не только сохранится, но и улучшится. Почти четверть поступивших обращений касаются вопросов ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда - ремонт кровли, стыков стеновых панелей, проведение капитального ремонта.
Внесение в конце 2022 года изменений в закон "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" дало право местным исполкомам назначать организации для текущего ремонта без проведения конкурса, в том числе для ремонта кровли и стыков стеновых панелей, что позволит оперативнее реагировать на эти проблемы. Думаю, что это также повлияет на сокращение обращений по волнующим граждан проблемам.
Кроме того, в министерстве сейчас формируется поадресный список кровель, требующих ремонта, что позволит не ждать, когда поступит обращение гражданина по вопросам залития, а сработать на упреждение и провести ремонт кровли заблаговременно.
- Президент высказывал критику в адрес работы службы 115.бел. Представители ведомства также не раз говорили, что работу структуры надо совершенствовать. Как будет развиваться служба 115.бел? Что в ее работе необходимо улучшить?
- Работа службы 115.бел часто подвергается критике, несмотря на то, что сама идея имеет право на жизнь. Зачастую эта критика объективна. Вместе с тем очевидно, что, во-первых, сервис очень популярен среди населения. За прошлый год в службу поступило 2,7 млн заявок от населения страны. Из них 1,8 млн (более 60%) решено путем разъяснений и консультаций, а ежегодный прирост популярности сервиса составляет примерно по 10%. Во-вторых, человек в любое время суток может заявить о проблеме в сфере ЖКХ. И в-третьих, это прекрасный инструмент для местных органов власти, а именно они являются "хозяевами ЖКХ" на своей территории в части определения наиболее острых проблем в этой сфере и принятия управленческих решений. По сути, при реализации этой системы был заложен принцип "любой гражданин - любое время - любое место".
Работа 115.бел строится по следующему алгоритму - прием заявки, передача заявки ответственному исполнителю, исполнение заявки, закрытие заявки, в том числе с участием заявителя посредством обратной связи. Недостатки работы службы зачастую видны на этапах исполнения и закрытия заявки. Так, к сожалению, еще отмечается исполнение заявок с нарушением срока до 20%, необоснованное закрытие заявок - до 5%. Именно такие факты и создают негативное впечатление у части населения о работе службы 115.бел в целом. Основные причины - безответственность исполнителей и недостаточный контроль.
Для повышения ответственности и дисциплины создан контроль за работой службы по исполнению заявок, что позволило принципиально оценивать работу в этом направлении должностных лиц на местах. Кроме этого, введено в практику рассмотрение вопросов организации работы службы 115.бел на заседаниях коллегии МЖКХ, областных, районных и городских исполкомов. В результате в 2022 году по сравнению с 2021 годом количество заявок, исполненных с нарушением срока, уменьшилось на 17,6%.
В целях оперативного реагирования и исполнения заявок граждан по вопросам оказания услуг по электроснабжению населения в прошлом году обеспечено подключение к системе всех энергоснабжающих организаций республики. Это позволяет более оперативно реагировать на все проблемные вопросы населения, будь то отключение или отсутствие электричества, оперативно разъяснять причины и устранять неполадки.
- В качестве мер соцзащиты белорусам оказывалась господдержка, в том числе и в виде безналичных жилищных субсидий (БЖС) для частичной оплаты ЖКУ. Продолжится ли эта работа и планируется ли внедрить новые механизмы господдержки граждан?
- Государственная поддержка населения по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде безналичных жилищных субсидий успешно функционирует с 2016 года. Она положительно себя зарекомендовала и оценивается как довольно эффективная. На господдержку могут рассчитывать все, кто в ней нуждается.
Действующий механизм предоставления БЖС позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20% от совокупного дохода семьи в городе и 15% в сельской местности при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.
Субсидии предоставляются как на основе заявительного, так и выявительного принципов, предусматривающих автоматическое предоставление БЖС. Чтобы получить помощь по выявительному принципу, человеку ничего делать не нужно. Все сведения о нем находятся в единой информационной базе АИС "Расчет - ЖКУ". Такая помощь предоставляется социально уязвимым слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам). По выявительному принципу субсидии получают более 90% граждан. Если мы говорим о заявительном принципе, то здесь речь идет о нескольких сотнях человек.
За 11 месяцев 2022 года более Br2,4 млн государство предоставило на частичную оплату жилищно-коммунальных услуг. БЖС получили порядка 28 тыс. домохозяйств страны. Суммы субсидий в некоторых домохозяйствах достигают от Br100. Таким образом, с конца 2016 года и до сих пор такая мера поддержки востребована, а предпосылок к ее отмене или существенному изменению в настоящее время не имеется.
- На чем сосредоточится система жилищно-коммунального хозяйства, каковы планы на 2023 год?
- Все задачи, которые стоят перед отраслью, сконцентрированы и сформулированы в Директиве №7 и в госпрограмме "Комфортное жилье и благоприятная среда" до 2025 года. Одна из основных задач - обеспечить оперативность, качество и доступность жилищно-коммунальных услуг. В этой короткой, емкой формулировке заложен большой смысл и видится множество взаимоувязанных направлений работы. Основной приоритет - создание для людей комфортных условий проживания.
Главная цель министерства, прежде всего, заключается в обеспечении комфортных условий проживания и благоприятной среды обитания, что обусловлено необходимостью решения проблемных вопросов, принятия комплексных и системных мер во всех направлениях сферы ЖКХ.
Безусловно, предстоит сделать немало. Основное внимание будет направлено на повышение уровня благоустроенности территорий населенных пунктов, дальнейшее повышение эффективности теплоснабжения, восстановление технических качеств и сохранение эксплуатационной надежности жилищного фонда, обеспечение безопасной эксплуатации лифтового оборудования, повышение качества подаваемой потребителям питьевой воды, а также минимизацию объема захоронения твердых коммунальных отходов. Основная цель работы МЖКХ и системы в целом - оперативное, своевременное оказание, высокое качество и доступность ЖКУ.